Руководитель паломнической службы "АРХАНГЕЛ" матушка Людмила.

 

Радио ВЕРА
Радио Радонеж

Православное

радио России

 

Свежие записи
>>> паломнические поездки <<<

записаться на поездку

>ПРАВОСЛАВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ<
>> ПРАВОСЛАВНОЕ РАДИО РОССИИ <<

ЗАДАТЬ ВОПРОС

стать активным участником сайта

Яндекс.Метрика
>>>>> Выберите свой регион <<<<<
Яндекс.Погода

Архив рубрики ‘Без рубрики’

Сода приносит пользу.

{lang: 'ru'}

Иеромонах Варфоломей Именная кружка.

{lang: 'ru'}

Владыка Иоанн не боялся говорить правду

{lang: 'ru'}

Старец Митрополит Иоанн Снычёв

{lang: 'ru'}

Иеромонах Варфоломей с острова Валаам отслужил в с.Копёнки 24-25 ноября 2018г

СМОТРЕТЬ ФОТОСМОТРЕТЬ ФОТОСМОТРЕТЬ ФОТОСМОТРЕТЬ ФОТОСМОТРЕТЬ ФОТОСМОТРЕТЬ ФОТОСМОТРЕТЬ ФОТОСМОТРЕТЬ ФОТОСМОТРЕТЬ ФОТОСМОТРЕТЬ ФОТОСМОТРЕТЬ ФОТО

{lang: 'ru'}

иеромонах Варфоломей с острова Валаам отслужил в с.Копёнки 24-25 ноября 2018г.

{lang: 'ru'}

Я служил сатане (свидетельство бывшего экстрасенса)

{lang: 'ru'}

Духовность и нравственность

Духовность и нравственность

Духовность часто путают с нравственностью.

Нравственность и духовность – это одно и то же или нет?

В чем различие между ними? Как они взаимосвязаны?

Люди, далекие от Церкви, считают, что предназначение религии – воспитывать нравственных людей. Так ли это?

Всегда ли нравственен духовный человек? Всегда ли духовен нравственный человек?

Попробуем ответить на эти вопросы…

Смысл слова «нравственность»

«Нравственность» — от слова «нрав». В нраве находят свое отображение общие свойства природы человека, постоянные стремления его ума, чувств и воли, а также преобладающие привычки и навыки.

Каков нрав у человека, такова обычно и его нравственность. А какова нравственность, таково и состояние совести. При добром нраве — совесть добрая, чистая и чуткая, при худом и злом нраве — совесть делается подобной такому нраву.

Нравственность коренится в самой природе человека. Основы ее заложены в нашем существе и обеспечивают высокое достоинство человека. Эти основы, присущи всем людям: нравственные потребности написаны в сердцах людей (Рим. 2: 14) и имеют cилу постоянно действующего закона внутри человеческой природы.

О нравственной природе человека и нравственном законе

Нравственные основы заложены Богом в наше существо и они присущи всем людям. К ним относятся:
 ✦ нравственные чувства (стыда, совести, долга, ответственности, почитания…);
 ✦ нравственные потребности;
 ✦ нравственное сознание для различения добра и зла и т.д.

Нравственные основы сообщают каждому человеку внутреннее требование: все в своей жизни согласовывать с нравственным чувством, нравственным законом, нравственным сознанием, долгом и ответственностью.

Нравственность — это правильное отношение к окружающему миру, природе, ко всему творению Божию.

Это правильное отношение укладывается в золотом правиле нравственности: «Не делай другому того, чего не желаешь себе».

«Этика», «мораль», «нравственность» – это одно и то же слово, только выраженное греческим, латинским, и славянским корнем.

Нравственные (моральные) ценности — это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями» или «этическими идеалами».

В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм.

В христианстве высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании Его.

Именно нравственные ценности этот мир и называет духовностью. Правильно ли это?

Вспомните богатого высоконравственного юношу, который спросил Господа: «Господи, я исполнил все заповеди. Чего мне еще не хватает?». Господь ответил: «…все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною» (Лк. 18: 22). Нравственность всегда подвигает копить земные ценности. А Христос сказал: Не собирайте себе сокровищ на земле (Мф. 6: 19).

Человеческое добро – относительно, в бочке мёда всегда скрывается ложка дёгтя. Делая добрый поступок, мы, сами того не замечая, часто совершаем его по определенным мотивам – из тонкого тщеславия, из-за желания услышать похвалу, или избежать осуждения, или же, наоборот, делаем добро только с тем, чтобы ненавистный проситель от нас раз и навсегда отстал.

Встречаются люди безупречной нравственности, которые кажутся всем святыми. Но внутри они исполнены гордыни, тщеславия и презрения к людям. Троньте такого «нравственного» человека, попробуйте покритиковать его – и он вам покажет, «где раки зимуют»!

Нравственность – это внешне безупречное поведение человека. Но внутренние мотивы не всегда безупречны…

Пример: один врач безотказно шел навстречу всем просьбам людей, ехал к больному ночью на край света, безвозмездно снабжал медикаментами, давал советы… С точки зрения морали, то, что он делал – бесспорное добро. Все люди считали его святым. Но он делал это не из любви к людям, а из тщеславия и славолюбия…

Еще пример (из лекции проф. Осипова). Человек подает деньги нищим, делает благотворительные акции, переводит деньги через банк, и т.д., и т.п. С точки зрения морали, то, что он делалет – бесспорное добро. Но для чего он это делает? – Хочет пройти в Думу…

Другой пример: девушка навещает одинокого старика, приносит ему еду и лекарства, убирает квартиру. Старик считает ее святой… А девушка в сердце своем уже оформляет на себя квартиру старика в знак награды за свои труды…

Еще пример. Человек, прошедший Великую Отечественную войну, имеющий ранения и награды, пришел в школу работать военруком. Не имея семьи, всё время и силы он отдавал своим ученикам. Учил их патриотизму, порядочности, честности, дружбе, правильному отношению к женщинам, старикам, больным… Но при этом, будучи воинствующим атеистом, постоянно неприязненно высказывался в адрес Церкви и священнослужителей… Его воспитанники выросли порядочными людьми, но безбожниками.

Нравственность не выходит за пределы земной жизни и не решает важнейшие религиозные вопросы: смысла жизни и преодоления смерти. Цель жизни не просто в том, чтобы мирно сосуществовать с себе подобными и спасение обретается не одними лишь усилиями человека, но приобщением к Богу — источнику жизни вечной.

Светский мир видит в христианстве только нравственность и думает, что вся духовность сводится к исполнению нравственных норм. Это глубочайшее заблуждение!

Не столько в нравственной, сколько в религиозной области состоит принципиальное различие религий: в представлении о возможности и способе постижения истины, учении о бытии Божьем, богопознании, богообщении и цели человеческой жизни.

В центре христианства стоит не абстрактная мораль, – а Сам Христос, Его Божественная Личность; и всё в христианстве – нравственность, внешние и внутренние формы церковной жизни – направлено ко Христу и в нём только и получает свой смысл и значение. В христианстве нравственность служит средством приближения к Богу, ко Христу, и условием богообщения.

О духовности

Слово духовность происходит от слова «дух».

«Бог есть дух…» (Ин. 4: 24).

Духовность – это причастность человека Духу Святому, мера приближения человека к Богу.

Духовность – образ мыслей и чувств.

Духовен тот, кто наиболее уподобился Богу в добродетели, стал богоподобен.

Иисус Христос является выражением той духовности, которую христианство утверждает как высочайшую норму и идеал человеческой жизни.

✦ Духовность — способность руководствоваться в своем поведении (в личной, семейной и общественной жизни) высшими ценностями, следуя идеалу истины, добра и красоты, воплощенных в Богочеловеке — Иисусе Христе и ему уподобившихся — святых.

✦ Духовность можно определить как благодатность, добродетельность или благочестие, а в высшем проявлении святость.

✦ Духовность — это то самое высшее, что является целью всех человеческих стремлений.

✦ Духовность — то, чему подчиняется нравственность, поскольку духовный уровень — вершина и средоточие бытия, в целом, и человека, в частности.

Духовность всегда задает вопрос: «Зачем я делаю?» Чтобы обрести Царствие Божие? Или чтобы избежать будущего гнева? Или еще есть какая-то причина?

Есть три пути к Богу, как говорят Святые отцы.

Первый путь — путь раба. Раб совершает ту или иную добродетель из страха наказания.

Второй — путь наемника. Наемник совершает добродетель за награду.

Третий путь — путь сыновства. Сын творит добрые дела потому, что он любит Отца и подобен Ему.

Возвращение сына к Отцу с чувством, что «я не достоин называться сыном, что я иду к Нему как раб, как наемник, и все мои чувства к Отцу, как у раба и наемника, но не как у сына», — это и есть путь православного христианина.

Человека с сокрушенным духом Отец всегда ждет и Сам идет ему навстречу.

Старший сын упрекает отца, напоминая, что всегда работал на него и не получил награды. Отец отвечает: «Сын, ты всегда был со мной. И все мое твое» (См.: Лк. 15: 29–31). Но сын не может это воспринять, ибо он с отцом как наемник, в нем нет духовности.

Духовность концентрирует в себе целомудрие. Целомудрие хранит себя в тайне от этого мира. Бог подает духовные ценности — тайно. Отсюда Тайная вечеря, Таинства, притча о Царствии Небесном — сокрытом сокровище.

Чтобы приобрести это сокровище, нужно пойти и продать все. Бог свою силу совершает в немощи, когда ты не видишь за собой ни одного доброго дела. Это и есть духовность.

Духовность — это то, что сокрыто для внешнего взора, что находится в сердце человека и может внешне почти не выражаться. Чем более духовен, тем более скромен человек и склонен скрывать свои добродетели.

«Святые оплакивали свои добродетели, как грехи», — сказал преп. Симеон Новый Богослов. Подумаем над этой фразой…

Сущность духовного становления составляет путь воссоединения человека с Богом (его обожение), преодоления тройной преграды: смерти, греха и (расстроенной грехом) природы. Это и есть путь исцеления, восстановления и спасения падшего человека.

В процессе духовно-нравственного становления человек становится всё более Богоподобной личностью. Богоподобие проявляется через воссоздание соборного единства и церковно-общинную жизнь в любви, по христианским заповедям и добродетелям.

О соотношении нравственности и духовности в человеке

Нравственное и духовное взаимосвязаны между собой, и часто определяют друг друга, но это разные вещи.

Нравственность есть одно из измерений и проявлений духовности человека.

Нравственность оценивается по нашим поступкам, а духовность — по внутренним, невидимым сердечным расположениям, характеру мыслей, движениям души, по степени ее нравственной чистоты или напротив – греховной скверны, прежде всего, себялюбия, гордыни, славолюбия, сребролюбия и сластолюбия, которые порождают целый букет страстей: лукавство, зависть, лицемерие, неприязнь, ненависть, похоть, коварство и т.д.

Нравственные принципы в христианстве подчинены духовности.

Человек духовный – всегда нравственен. Но не каждый нравственный человек – человек духовный.

Первым в рай вошел не высоконравственный человек, а разбойник, признавший, что справедливо осуждён и исповедовавший Христа Богом.

Задача религии в исправлении человеческого духа, в приобретении не правильной нравственности, а правильной духовности. Духовность же приобретается в Церкви.

Именно в Церкви происходит неизменное единение человека со Христом, в Котором источник благодатной силы, позволяющей принести плод в духовной жизни и во всяком деле. «Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне» (Ин. 15: 4).

Духовность и нравственность понятия взаимосвязанные, но не взаимозаменяемые. Они пересекаются, но не тождественны друг другу. Нравственный человек не станет делать другому того, чего бы не хотел, чтоб сделали ему. Однако же никто не узнает о том, что он думает и чувствует на самом деле. Сие кажется не столь важным. Его добродетели носят внешний характер. Духовное — это внутренняя работа над собой — делание, которое сокрыто от глаз человеческих, но зато видимое Богу.

{lang: 'ru'}

Доказательства бытия Божия.

Доказательства бытия Божия.

Для христианина часто бывает сложно доказывать то, что очевидно. Вечное Бытие Создателя для нас ощутимо ежедневно: и в молитвах, и в прощении грехов, и в таинствах, и в бесчисленных явлениях силы Божией — чудесах, знамениях, переполняющих Церковь. Именно поэтому, когда рядового православного спрашивают: «Как ты можешь доказать, что Бог есть?», он на секунду останавливается в недоумении. Ведь это же очевидно! Сама задача, стоящая перед нами, сравнима с тем, как если бы слепой потребовал доказательства существования солнца.

Но все же и слепой может почувствовать солнечное тепло, и неверующий может, используя богоданный разум, рассмотреть ясные черты Безначальной Причины.

Доказательство 1

Если мы рассмотрим весь окружающий мир, то увидим, что все на этом свете имеет причину существования вне себя: мы сами себя не рождаем, корабль сам себя не строит, даже гора выталкивается из бездн земли не собственной силой. Если все во Вселенной подчинено закону причинно-следственной связи, следовательно, и сама Вселенная имеет причину вне самой себя. Эта Причина мира находится по определению вне пространства и времени, а потому и нельзя спрашивать, кто причина у Нее самой. Эта Первопричина и называется Богом.

Доказательство 2

Как-то атеист француз путешествовал вместе с верующим арабом по пустыне. Видя, как араб молится Богу, француз спросил его, откуда тот знает, что Бог вообще есть? На это араб ответил:

— Как ты думаешь, ночью около шатра проходил верблюд?

— Да, — ответил француз.

— Но откуда ты знаешь это? Ведь ночью темно, и ты спал?

— Но ведь от верблюда остались следы, — ответил безбожник.

Тогда араб показал ему на солнце и сказал:

— Эти следы оставил не человек!

Действительно, чрезвычайная сложность устройства мироздания свидетельствует о Великом Мастере, который создал настолько сложную громаду мира и наполнил ее столь сложными настройками, что объяснить это случайностью просто невозможно. Если обычная видеокамера с трудом приближается по уровню сложности к устройству глаза, то как слепой случай мог создать наш глаз? Если эхолокацию нельзя объяснить случаем, когда мы говорим о человеке, то как ее объяснить случаем у летучих мышей? Это же явная глупость! Разве Создавший глаз — не видит, разве насадивший ухо — не слышит, разве не знает Тот, кто учит человека разуму?

Как сказал известный астрофизик Фред Хойл, скорее ураган, пронесшийся над свалкой мусора, соберет новенький Боинг, чем случайно возникнет хоть одна клетка.

Я уже не говорю о сложной уравновешенности атмосферы, тончайшей настройке мировых законов, оптимальном нахождении Земли в отношении Солнца и других бесчисленных примерах Разумного Замысла, переполняющих Вселенную.

Очевидно, сложность, разумность, красота мира ясно показывают мудрость и художественное мастерство Создателя. Только явно предвзятый человек может отвергать очевидное даже для первоклашки. Если мобильный телефон не мог получиться случайно, то как мог случайно появится тот, кто сконструировал его — человек. И в этом, и в другом случае потребно вмешательство разума. Только по уровню Интеллект Творца мозга человека явно выше человеческого!

Доказательство 3

Другим доказательством бытия Божия служит наш собственный разум. Когда мы говорим о чем-то, возникает категория оценки: хорошо это или плохо, красиво или уродливо, совершенно или несовершенно.

Но давайте подумаем, почему мы считаем лягушку менее совершенной, чем собаку, или камень менее совершенным, чем здание из камней, или, наконец, вошь почему менее совершенна, чем человек? Откуда у нас берется такая шкала?

Представим себе картинку:

____________+__________________+_________________________________

Какой из этих плюсиков ближе к цели? Конечно, никакой! Ведь этой цели у нас нет.

Другое дело, если картинку нарисовать вот так:

_________________+________________________+__________|

Тогда становится очевидным, что правый плюсик ближе к цели, чем левый.

Так же функционирует наше сознание. Если у нас нет врожденной шкалы ценностей, то мы теряем всякую способность к оценке. А шкала эта не может существовать без предельной Цели, Верховного Мерила Совершенства. И тут нам надлежит вспомнить аргумент древнего мудреца Ансельма Кентерберийского: «В Боге как в Существе Всесовершеннейшем не может отсутствовать такое качество, как бытие».

Говоря проще, если мы можем оценивать картошку, людей, погоду, книги, то, значит, есть Бог — Верховный Судья.

Доказательство 4

Каждый из нас замечает, что в сердце человека живет представление, что есть поступки хорошие, а есть плохие.

«Что такое хорошо, что такое плохо?» — спрашивает каждый малыш; каждый нормальный человек хочет поступать правильно.

Но если Бога нет, то все позволено, как справедливо сказал Ф. М. Достоевский. Если нет Бога, то нет и Судьи, нет и Источника справедливости. Тогда мы не можем осуждать ни Гитлера, ни битцевского маньяка. Все они по-своему правы. У всех свои представления о том, как жить.

Правда, тогда совершенно непонятно, каким образом в каждом сердце действует в той или иной мере совесть. Ведь ни с какой естественной точки зрения она не удобна. Дарвинисты говорят, что все сделала борьба за существование, но тогда совесть должна была бы отсеяться как ненужный хлам. Но этого не произошло. И причина именно в том, что есть Источник добра и справедливости, Который вложил в наше сердце представление о добре и зле; за хорошие дела Он награждает, за злые наказывает, причем если подобного и не происходит в этой жизни, то совесть у большинства людей возмущается. А это в свою очередь является наилучшим подтверждением христианского учения о Последнем Суде.

Если же Бога нет, то никто не мог бы возмутиться ни убийством, ни даже неправильным судейством на футбольном матче. Ведь справедливость тогда — пустышка, совесть — прошлогодний снег. Да и появиться этим странным понятиям «добро», «благородство», «мужество», «честь» было бы просто не откуда. Ведь если мы не созданы Богом, то мы просто автоматы, управляемые бессмысленными инстинктами.

Тогда матрос, бросающийся на амбразуру, просто биоробот. Он не мог поступить иначе. Он был просто запрограммирован (причем без программиста — слепым случаем) на этот поступок. Но и Гитлер невиноват. Он тоже биоробот. Это слепой случай запрограммировал его жечь людей в печах Освенцима. Всё — случай и стечение химических соединений и электрических сигналов.

Вы согласны с этим? Значит, и вы биоробот, и даже ваш спор со мной – это только проявление случайного сочетания химии и физики. Наверное, вы отрицаете Бога из-за несварения желудка или какого-то другого неудовлетворенного инстинкта.

Если же вы человек, то для вас станет очевидным существование Праведного Творца, у Которого есть силы и научить добру, и наказать зло. И вы сами можете попробовать почувствовать Его любовь, получив от Него прощение грехов в Крещении и Исповеди.

 

{lang: 'ru'}

Видео престольный праздник 2018г с.Копёнки

{lang: 'ru'}

Престольный праздник 2018г.

Чтобы посмотреть фото, нажмите на «смотреть фото», когда откроется фото, наведите мышкой на фото, если вы курсор поставите с правой стороны фотографии то увидите появившеюся стрелку и сможете листать все фото вперёд, если курсор поставите с левой стороны фото, то увидите появившеюся стрелку на фото и сможете листать все фото назад.

Читать запись полностью »

{lang: 'ru'}

Как лечиться вылечиться и жить. Скрываемая правда.

{lang: 'ru'}

ВСЕ КОМПОНЕНТЫ ПЕЧАТИ АНТИХРИСТА СОЗДАНЫ. Священник Олег Стеняев

Прежде всего, мы должны дать правильную оценку всем тем представлениям о печати зверя, печати антихриста, которые имели наши предки 50, 100, 150 и т.д. лет назад. Не надо воспринимать эту оценку как нечто субъективное. Наш народ является хранителем веры. 

Поэтому когда наши русские крестьяне отказывались брать советские деньги, потому что там было изображение безбожника Ульянова-Ленина, они говорили, что это — печать антихриста, и были абсолютно правы. И во всех других случаях, когда русские люди в разные времена по-разному определяли, что в их религиозно-культурном понимании есть печать антихриста, это была их позиция.

Дело в том, что в Священном Писании Иоанна Богослова говорится, что антихрист придет и антихристов много. То есть, каждое поколение имеет и своих антихристов, и бесовские печати.

А нам надо думать о том, как сохранять печать Божию. Это таинство святого миропомазания. Мы получили печати Духа Святаго в этом таинстве. А дьявол, который не является творцом, всегда берет повод от заповеди, чтобы извратить ее. Поэтому все, что делает дьявол, это противоположность того, что создано Богом. Поэтому когда наши оппоненты говорят, что ИНН оказался не печатью, что «люди ошиблись», мы должны решительно отвечать: «Нет! Люди не ошиблись!».

В настоящее время мы видим, что все компоненты для того, чтобы окончательно создать печать антихриста, которая будет соответствовать библейским описаниям, созданы. Смотрите, что сказано о характеристике последней печати в Книге Откровения 13 гл. 17-й стих: «…никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание или имя зверя или число имени его».

Дело в том, что на греческом языке, как на еврейском и на славянском, буквы имеют числовое значение. Например, в Помпеях нашли надпись на стене. Один молодой влюбленный написал: «Имя моей любимой 567». Он как бы  назвал ее имя и в то же время не назвал, потому что каждое имя имеет и числовое значение.

Поэтому печать будет и числом, и это число будет соответствовать имени. Для нас очень важно, что тот, кто не будет иметь эту печать, не сможет ни покупать, ни продавать. Например, если я имею пластиковую карту, то я могу покупать, имея определенную сумму денег, но я не могу продавать. Это уже какие-то другие документы. Речь идет о том, что сейчас создаются компоненты, которые будут сведены в одну электронную площадку. И этот документ будет предоставлять возможность не только покупать, но и продавать. Следовательно, этот документ должен устанавливать мою личность и право на ту или иную собственность, чтобы я  мог распоряжаться этой собственностью. Надо прямо сказать, что идея электронного паспорта на настоящий момент — свидетельство той площадки, на которой можно осуществлять покупку и продажу, что будет наиболее полно соответствовать библейскому пониманию печати, ее юридических возможностей.

Сейчас в том виде, как они нам предлагают, может быть, этот документ будет недостаточным, и им потребуется водить туда какие-то дополнительные блоки. Но тот, кто разбирается в электронной технике, знает, что это достаточно легко сделать. Таким образом, мы устанавливаем, что ИНН был существенным компонентом, без которого не смогла бы возникнуть такая карта.

Платежные карточки — тоже очень существенный элемент. Мы должны усвоить для себя — когда не будет денег, мы потеряем свободу. Наличные деньги — это свобода. И это должно стать одним из девизов тех людей, которые противостоят электронному рабству. Когда не будет денег, за нас будут решать, можем ли покупать и продавать, и иметь право на хлеб насущный.

То, что было создано ранее — система ИНН, система платежных карт и т.д., будет объединено на одной площадке, в электронном паспорте. Для удобства, чтобы никто не украл карту-паспорт, скажут: «Давай, нанесем ее в руку или на чело». Я беседовал с одним очень известным либеральным священником и спросил его: «В какой момент все-таки ты скажешь, что не согласен с этим?». Он ответил, что когда ему скажут наносить на чело. Я переспросил: «А если из уважения к тебе скажут, что  в порядке исключения не на чело, а на нос поставят?». И  возникла пауза, которая напугала меня. Потом он ответил, что и на нос не будет ничего принимать.

Тех людей, которые борются с электронным рабством, показывают как маргиналов. С нами ведется информационная борьба. Те, кто ратуют  за электронное рабство — политический истеблишмент, представители церковной номенклатуры. Активность политического и религиозного истеблишмента, никому не понятная заинтересованность, почему они так настаивают на этом — самый страшный и непонятный момент, который может свидетельствовать о том, что эта угроза не мифическая, что проблема не за горами.

Спаси вас Христос!

Протоиерей Олег Стеняев, богослов, писатель, проповедник

{lang: 'ru'}

Что святые отцы говорят о сновидениях. Верить ли снам?

Что святые отцы говорят о сновидениях. Верить ли снам?

Каждому человеку снятся сны. Психологи относят сны к области скрытых желаний, влечений, страхов и тревог. Они утверждают, что сновидения являются бессознательным отражением действительности, указывают на слабые места и проблемы человека.

Есть люди, придающие излишнее значение своим снам, даже пытающиеся толковать сны по сонникам.

Стоит ли верить снам? Этим вопросом люди задавались на протяжении многих веков.

Святые отцы Православной Церкви также не обошли вопрос сновидений стороной. Предлагаем вам ознакомиться с некоторыми святоотеческими высказываниями на эту тему.

Свт. Игнатий Брянчанинов: «Во время сна человеческого состояние спящего человека устроено Богом так, что весь человек находится в полном отдохновении. Это отдохновение так полно, что человек во время его теряет сознание своего существования, приходит в самозабвение. Во время сна всякая деятельность, сопряженная с трудом и производимая произвольно под управлением разума и воли, прекращается: пребывает та деятельность, которая необходима для существования и не может быть отделена от него. В теле кровь продолжает свое движение, желудок варит пищу, легкие отправляют дыхание, кожа пропускает испарину; в душе продолжают плодиться мысли, мечтания и чувствования, но не в зависимости от разума и произвола, а по бессознательному действию естества. Из таких мечтаний, сопровождаемых свойственным мышлением и ощущениями, составляется сновидение… Иногда сновидение носит на себе несвязный отпечаток произвольных размышлений и мечтаний, а иногда оно бывает последствием нравственного настроения».

Блаженный Августин: «Душа и во сне не утрачивает способности ни чувствовать, ни понимать. Ибо она и тогда имеет перед своими глазами образы чувственных предметов, причем зачастую их нельзя даже отличить от тех предметов, чьими образами они являются; и если душа при этом что-либо постигает, то оно одинаково истинно и для спящего, и для бодрствующего. Например, если кто-нибудь во сне увидит себя рассуждающим и будет в состязании утверждать что-либо на основании истинных положений, то положения эти и по пробуждении останутся такими же истинными, хотя и окажется ложным все остальное, например место, где, как ему снилось, он вел свои рассуждения, лицо, с которым они велись, и тому подобное, что, впрочем, нередко проходит бесследно и забывается даже бодрствующими».

Преподобный Симеон Новый Богослов считал, что на характер сновидений влияет образ мыслей и занятия человека: «Чем душа занята и о чем разглагольствует наяву, о том мечтает или философствует она и во сне; или, проведши весь день в заботах о делах человеческих, об них же суетится она и в сновидениях; или, поучавшись все время в вещах божественных и небесных, в видение их входит и во время сна и умудряется видениями, по пророку: “Юноши ваши видения узрят” (Иоил. 2: 28; Деян. 2: 17). И не прельщается ложными сновидениями, но видит во сне истинное и поучается откровениями».

Святитель Григорий Двоеслов: «Впрочем, святые мужи в наваждениях и откровениях некоторым внутренним чувством различают сам голос и образ видений, так что узнают, что воспринимают от доброго духа и что претерпевают от наваждения диавольского. Если ум не будет осторожен в отношении к снам, то чрез духа-обольстителя впадет во многие мечтания: он имеет обыкновение предсказывать много истинного, чтобы после опутать душу какой-нибудь ложью».

Святитель Феофан Затворник: «В письме великопостном вы спрашиваете, можно ли верить снам? Лучше не верить, потому что враг и наяву много пустяков навевает в голову, а во сне это ему еще удобнее. Если какие сны сбываются, то, по сбытии, благодарите Господа за милость. И за приятные и назидательные сны благодарите. От снов соблазнительных скорее очищайте, по пробуждении, душу свою и память. Самое хорошее к тому средство – молитва и приведение на память добрых событий, особенно из евангельской истории».

И завершаем подборку цитат высказыванием святителя Игнатия Брянчанинова: «Сколько безрассудно внимать, тем более доверять снам, и какой страшный вред может родиться от доверия к ним. От внимания к сновидениям непременно вкрадывается в душу доверие к ним, и потому самое внимание строго воспрещается.

Естество, обновленное Святым Духом, управляется совершенно иными законами, нежели естество падшее и коснящее в своем падении. Правитель человека обновленного — Святый Дух. «На них же осияла Божественного Духа благодать, — сказал преподобный Макарий Великий, — и во глубине ума их водворилася: сим Господь яко душа есть» (Слово 7, гл. 12). И в бодрствовании и во сне они пребывают в Господе, вне греха, вне земных и плотских помышлений и мечтаний. Помышления и мечтания их, находящиеся во время сна вне управления разумом и волею человеческими, действующие в прочих человеках бессознательно, по требованию естества, действуют в них под водительством Духа, и сновидения таких людей имеют духовное значение. Так праведный Иосиф во сне был научен таинству вочеловечения Бога-Слова; во сне повелено ему бежать в Египет и возвратиться из него (Мф., гл. 1 и 2). Сновидения, посылаемые Богом, носят в самих себе неотразимое убеждение. Это убеждение понятно для святых Божиих и непостижимо для находящихся еще в борьбе со страстями».

Современные психологи и святые отцы сходятся во мнении, что сон – это продолжение мыслительной деятельности человека. Однако святые отцы настойчиво предупреждают об опасности вверяться сновидениям, отчего могут быть беды. Возможно, стоит прислушаться к многовековому опыту христианской Церкви и к снам относиться именно как к снам, то есть фантазиям, получаемым посредством нашего воображения. И пусть всем нам снятся хорошие, добрые и красивые сны. 

{lang: 'ru'}

о.Варфоломей о.Валаам.14.

{lang: 'ru'}

о.Варфоломей о.Валаам.13.

{lang: 'ru'}

о.Варфоломей о.Валаам.12.

{lang: 'ru'}

о.Варфоломей о.Валаам.11.

{lang: 'ru'}

о.Варфоломей о.Валаам.10.

{lang: 'ru'}

о.Варфоломей.о.Валаам.9.

{lang: 'ru'}