Что такое лицемерие?
Лицемерие – одно из самых опасных страстей. Выявить его внутри себя очень сложно. Чтобы бороться с этим пороком, необходимо понимать его суть.
Святые отцы и учителя Церкви – преподобный Симеон Новый Богослов, святой Иоанн Златоуст, святитель Василий Великий, святой Иоанн Лествичник, преподобный Максим Исповедник, святитель Игнатий Брянчанинов – много писали о лицемерии как о пороке.
Но для начала посмотрим, как определяется слово «лицемерие» в общедоступных словарях.
В словаре Владимира Даля: «Лицемерить, принимать на себя личину, быть двуличным, действовать притворно, обманывать внешностью, прикидываться смиренным, ханжить, льстить кому из своих видов. Лицемерный поступок притворный, где зло скрывается под личиной добра, порок под видом добродетели».
В Словаре по этике: «Лицемерие – отрицательное моральное качество, состоящее в том, что заведомо безнравственным поступком (совершаемых ради эгоистических интересов, по низменным мотивам, приписывается псевдоморальный смысл).
В Библейской энциклопедии: «Лицемерие (Мф. VII. 5) – грех против второй заповеди, состоящий в том, когда наружные дела благочестия, как например, пост и строгое соблюдение обрядов употребляются для приобретения уважения народа, не помышляя о внутреннем исправлении своего сердца».
В этих определениях лицемерие определяется как порок.
Первая реакция на лицемерие – негативна, и это понятно. Лицемерие – всегда ложь. Наоборот, реакция на искренность всегда положительна и одобряема. Но на самом деле бывает ложь во благо и редко, но бывает, – искренность во зло. Всё зависит от того, ради чего совершается тот или иной поступок.
Порочные цели лицемерия: жажда приобретения мирских ценностей, уважения, власти. Желание выглядеть лучше, чем ты думаешь о себе сам.
Добрые цели лицемерия: выход из конфликтных ситуаций, желание выглядеть хуже, чем ты думаешь о себе, воспитательные цели, выработка добродетельных привычек путем подражания. Эти цели становятся добродетельными, если ставятся человеком ради Христа.
Лицемерие как порок
Рассмотрим лицемерие как порок. О том, какое важное значение для духовного восхождения человека имеет борьба с грехом лицемерия, часто говорится в Евангелии. Господь предупреждает об опасности этого порока. «Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие. Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы» (Лука, 12:1-2), «Лицемеры! Хорошо пророчествовал о вас Исайя, говоря: «Приближаются ко мне люди сии устами своими и чтут меня языком: сердце их же далеко отстоит от меня»». (Матф. 15:7-8). Так же Иисус Христос предупреждает о будущих лицемерах: «Ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «Я Христос «, и многих прельстят. Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных». (Матф. 24:5, 23-24) То есть лицемерие есть несоответствие внешних проявлений глубинным (духовным) устремлениям человека.
Лицемерить возможно перед другими людьми, перед собой, но нельзя лицемерить перед Богом. Это невозможно. Показывая пример того, как не заразиться этой болезнью, Господь не разрешал рассказывать о совершенных Им исцелениях. Он говорил, что правильная молитва не должна быть напоказ. «И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него». (Мф. 6: 5-8) Апостол Павел говорил о том же. «Ты имеешь веру? Имей ее сам в себе, пред Богом» (Рим.14.22). Господь советует не лицемерить даже перед самим собой. «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Матф. 6:3). Также апостол Павел в послании к Галатам: «Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя» (Гал. 6:3).
Господь советует остерегаться лицемеров: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные». (Матф. 7:15)
Когда Господь говорит о детях и младенцах, Он ставит в пример нам, взрослым («мудрым и разумным»), их простоту и искренность: «…и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает» (Матф. 18:3-5). «Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им. Но Иисус сказал: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. И, возложив на них руки, пошел оттуда» (Матф. 19:13-15).
Лицемерам есть с кого брать пример. Главный лицемер, лицедей и лгун есть сатана. Это он доказал, когда прельстил Еву. Этим он занимается и сейчас. Иуда тоже показал пример лицемерия и лжи, когда своим поцелуем предавал Христа. В Евангелии сатану называют лукавым, но порок лукавства и есть лицемерие.
Порок лицемерия это жизнь по плоти. Когда человек живет по плоти, то не лицемерить невозможно. То, что в миру считается успехом (мудрость, богатство, сила) и ради чего лицемерят, у Духа Божия считается порочным. «Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы…»
«И незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее». (1Кор., I, 28) «Хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый» (1Кор., IV, 13)
Апостол Павел предостерегал братию от лицемеров, которые «и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных» (Рим. 16, 18) .
В Евангелие все время говорится о нелицемерной любви, нелицемерной вере, нелицемерном братолюбии: «Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру» (Рим. 12:9). «Но во всем являем себя…в Духе Святом, в нелицемерной любви» (2-е Кор. 6:4,6), «Послушанием истине чрез Духа очистивши души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца» (1 Петра 1:22).
Святые Отцы тоже выделяли порок лицемерия среди других пороков. Особую опасность лицемерия среди других пороков человека отмечал святой Григорий Нисский в своем труде «О жизни Моисея Законодателя или о совершенстве добродетели». Как об одном из видов лицемерия он пишет о высокомерии, то есть о пороке высокого мнения о себе, в отличие от смирения и нищенства духа. В его труде об этом сказано: «… врагу, столь искусному на выдумки против, приходит на ум грех иного рода, Который и сегодня можно увидеть во многих людях. Некоторые из тех, кто мудрой жизнью смирил пристрастия к вожделениям, начинают домогаться священства, своей чисто человеческой зависимостью и самочинным рвением оскорбляя замысел Божий (Числ. 16:1-3)…они решили, что они сами по себе сильнее ядовитых укусов, и вместо пристрастия к вожделениям в них вошла болезнь высокомерия… Не без основания можно утверждать, что высокомерие уводит человека на «высоту» пропасти… невозможно отвергнуть такое определение: высокомерие есть глубочайшее падение… И если ты превозмог удовольствия, то это еще не значит, что ты не подвержен страсти другого рода… Пал и тот, кто поскользнулся на глади удовольствия, и тот, кто споткнулся о подножку высокомерия».
Предупреждает об опасности лицемерия преподобный Симеон Новый Богослов: «Как можно, чтоб восскорбел когда-нибудь и поплакал пред Богом о душе своей тот, кто ищет первенства и домогается впереди всех стоять в церкви и выше всех восседать на трапезе, и из-за этого всегда воюет и печалится? Равно и тот, кто, придумывая извинения себе во грехах, уверяет, что он слаб и немощен, тогда как здоров и крепок и молод, и, сравнивая себя в церкви с теми, которые много потрудились и много лет провели в подвижничестве, говорит: чем я ниже такого-то и такого-то, что тот опирается (на посох), или приседает на стасидии. Как может таковый познать немощь души своей, чтоб восстенать о том из глубины сердца, прийти в умиление и пролить из очей своих слезы?» Далее он пишет о том, что невозможно достичь чего-либо в духовном делании, всё время сравнивая себя со своими братьями и обращая внимание на свои достоинства. Такие благодатные состояния, как умиление, сердечное сокрушение, сердечный плач не могут приходить к человеку, имеющему лицемерные и тщеславные мысли и поступки.
Рассуждение о лицемерии находим и у преподобного Иоанна, игумена Синайской горы, в его «Лествице»: «Лицемерие есть матерь лжи, а часто оно бывает и поводом к оной. Ибо некоторые утверждают, что лицемерие есть не иное что, как поучение во лжи и изобретатель лжи, с которою сплетается достойная казнь и клятва». И добавляет о тщеславии, определяя его как нечестивое возношение. «Скверное тщеславие научает нас принимать образ добродетели, которой нет в нас». Тщеславиться можно перед другими людьми и перед самим собой. Святой Иоанн описывает опасность тщеславия перед собой. «Всем без различия сияет солнце; от тщеславия радуется о всех добродетелях. Например: тщеславлюсь, когда пощусь; но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь. Стану говорить, побеждаюсь тщеславием, замолчу, и опять им же победился. Как ни брось сей троерожник, все один рог станет вверх». И дает лекарства против этой болезни. Он пишет, что истребить тщеславие можно хранением уст и принятием бесчестия, уничижением себя перед людьми без всякой скорби, бегством от всякой славы, постоянной памятью о святом страхе и трепете, с которым необходимо предстоять в молитве Богу, смертной памятью. Он советует хотя бы бояться стыда, следующего за тщеславием.
Святой Иоанн выделил лицемерие среди других страстей: «Как, черпая воду из источников, иногда неприметно зачерпываем и жабу вместе с водою, так часто совершая дела добродетели, мы тайно выполняем сплетенные с ними страсти. Например, со страннолюбием сплетается объедение, с любовию – блуд, с рассуждением – коварство, с мудростию – хитрость, с кротостию – тонкое лукавство, медлительность и леность, прекословие, самочиние и непослушание; с молчанием сплетается кичливость учительства; с радостию – возношение, с надеждою – ослабление, с любовию – опять осуждение ближнего, с безмолвием – уныние и леность, с чистотою – чувство огорчения, с смиренномудрием – дерзость. Ко всем же сим добродетелям прилипает тщеславие, как некий общий коллурий, или, вернее сказать, отрава». При работе над искоренением страстей святой Иоанн так предупреждает о действии лицемерия: «Некоторые, не знаю почему, (ибо я не научился своим мнением любопытствовать и испытывать о дарованиях Божиих), так сказать, по природе наклонны к воздержанности, или к безмолвничеству, или к чистоте, или к скромности, или к кротости, или к умилению. У других же самая почти природа сопротивляется сим добрым качествам, но они насильно принуждают себя к оным; и хотя иногда и побеждаются, однако их, как понудителей естества, я похваляю больше первых».
Очень много внимания борьбе с этим пороком уделял в своих работах святитель Игнатий Брянчанинов: «Главный отличительный признак лицемера, первая стрела, пускаемая им на ближнего, есть соблазн и истекающее из соблазна осуждение ближнего». У святителя есть отдельная работа, посвященная этой теме: «Поучение в среду первой недели Великого поста. О вреде лицемерства». Заглядывая в сердцевину этого греха, он писал: «Лицемерие постоянно и везде находится рядом с подвижником при его аскетических подвигах. Например: «Оно соприсутствует подвижнику при его посте, при его молитве, при его милостыне, при его бдениях, при его коленопреклонениях, стараясь восхитить жертву, приносимую Богу, и, осквернив ее человекоугодием, соделать непотребною. Оно преследует раба Христова в уединении келии его, в его затворе; не имея возможности доставить подвижнику душепагубную похвалу от посторонних зрителей, приносит ему похвалу в помыслах, рисует и изображает обольстительно в воображении славу человеческую…»