Поездка в Псково-Печерский монастырь.
с 5-8 августа 2016 г. паломники из г.Железногорска совершили поездку в Псково-Печерский монастырь.
Псково-Печерский монастырь со времени своего появления (а это 14 век) был непреодолимой преградой для всех, кто пытался покорить православную Русь: шведов, немцев, поляков… Его монахи не отступили от веры и во времена гонений в советские годы. Это единственный монастырь, который не был закрыт при советской власти и стал пристанищем для старцев Валаама, Оптиной пустыни, которые сильно пострадали во времена ярого атеизма.
Да и сейчас значение этого намоленного веками святого места трудно переоценить: он стоит в двух километрах от Эстонии, на границе православного и католического миров. Поэтому паломническая поездка в Псково-Печерский монастырь – это уникальная возможность наполнить душу благодатью божией и сохранить ее как можно дольше.
Паломническая поездка – это труд души, это путь преодоления своих пороков и слабостей, это молитвы и покаяние. Поэтому такие поездки, безусловно, лучше совершать по благословению церкви и в сопровождении священника. Уже в который раз убедились в этом железногорские паломники, побывавшие в августе в Псково-Печерском монастыре. Для них посещение святого места началось не под стенами монастыря, а гораздо раньше – в паломническом отделе Железногорской епархии, где священник отец Георгий совершил молебен, и далее всю дорогу паломники провели в молитвах, обращаясь к святым за помощью.
Псково-Печерский монастырь встретил паломников какой-то необыкновенной умиротворенностью, кажется, время здесь замедлило свой ход. Менее чем за два дня железногорцы осмотрели монастырь, побывали на вечерней и утренней службах, совершили крестный ход вокруг крепостных стен и бастионов монастыря, спустились в Богом данные пещеры, по благословению настоятеля поднялись на Святую Горку. Безусловно, история этого монастыря, рассказанная отцом Георгием, который сам родился и вырос в Печорах, затронула чувства каждого паломника.
А началась она в XIV веке, когда сюда пешком из Киево-Печерской лавры пришли монахи, спасаясь от набегов крымских татар. Здесь не было ничего, кроме лесов, рек и гор. Только охотники из Старого Изборска приходили сюда на охоту, а потом, возвращаясь, рассказывали о том, что слышали на Святой Горке ангельское пение. Позже эти земли выкупил крестьянин Иван Дементьев. Он видел на месте нынешнего монастыря монахов, которые молятся возле камней.
Камни эти на Святой Горке сохранились до сих пор, и наши паломники могли к ним прикоснуться. Под Святой Горкой в монастыре расположены пещеры, в которых захоронены монахи обители.
Предание гласит, что пещеры эти даны людям Богом. Однажды Иван Дементьев рубил здесь лес. Упало одно дерево, увлекло за собой другие деревья, и открылся вход в пещеру, а над ним сама по себе появилась надпись – «Пещеры, данные Богом».
Несколько позже, в 15 веке, приходит сюда супружеская пара священник отец Иоанн с матушкой Марией. Они решили выкопать в горе храм — с правой стороны от входа в пещеры. Освящен он был в честь Успения Божией Матери. Это был первый храм в обители.
Сейчас он находится на том же месте – в нижней части монастыря. Надо заметить, место для храма весьма необычное. Обычно церкви на Руси строили на возвышенности, а здесь – во рву. Так что человек, поднявшись на Святую Горку, оказывается на одном уровне с куполами храма и его колоколами.
… После тяжких трудов матушка Мария заболела и приняла монашество с именем Васса. Когда она умерла, монахи, как обычно, захоронили ее в пещере, засыпали землей. А на следующий день увидели, что гроб стоит на поверхности. Повторили чин погребения. И все повторилось вновь. Тогда они поняли, что воля Божия состоит в том, чтобы в этих пещерах хоронили монахов, трудящихся в обители, не засыпая гробы землей.
Эта традиция существует по сей день. Смогли увидеть захоронения и железногорские паломники. В нишах пещер за железными дверцами монахи хоронят усопших, ставя гробы друг на друга. И что характерно – ни малейшего запаха тления. В пещерах не покидают мысли о бессмертии души и временности ее телесной оболочки.
Дальнейшая история монастыря – это борьба за православие, за свободу Руси, за веру. Неоднократно его пытались захватить. Для защиты монастыря от врагов — в XVI веке его тогдашний настоятель преподобный Корнилий строит вокруг монастыря каменную крепость.
В 1581 году на монастырь напали польские войска короля Стефана Батория. Два месяца они штурмовали эту крепость, но взять ее не смогли. Летопись говорит о том, что в это время сама Матерь Божия явилась юноше Юлиану и сказала, что она охраняет это место и в руки врагов не отдаст. Подтверждение тому найдено и в записях дневника одного из поляков: пробьем дыру в крепости, готовы зайти в монастырь, а невидимая сила отталкивает нас и не дает войти в монастырь. Это удел Матери Божией, она его хранит.
Тогда же в XVI веке в монастыре появились две чудотворные иконы: Успение Божией Матери и Божией Матери «Умиление».
Эти образы охраняли псковскую землю и от шведов во времена Петра I, и от французов во время Отечественной войны. Кстати, именно после того как чудотворная икона Успение Божией Матери не допустила в Псков войска Наполеона, в Псково-Печерском монастыре был построен еще один храм – Михайловский, в честь архангела Михаила, предводителя небесного воинства.
В советские годы во время гонений все монастыри были закрыты. Был издан указ и о закрытии Псково-Печерского монастыря. Тогда наместником монастыря был архимандрит Алипий. Легендарный воин, который прошел всю Великую Отечественную войну, дошел до Берлина, имел награды. Он сжег этот указ в камине со словами, что лучше он умрет, чем будет закрыт монастырь: мы все воины здесь, у нас есть крепостные стены, вы нас возьмете только с воздуха, а бомбить будете – узнает весь мир. С Божьей помощью монастырь не закрыли.
.Сегодня посещение монастыря – это большое чудо для каждого православного. Никакой рассказ, никакая статья о нем не передаст то ощущение умиротворенности и благодати, которое дарит это святое место верующим. Сотни лет в монастыре не смолкали молитвы, и эта невероятная сила веры способна привести к Богу каждого нуждающегося в защите и помощи.